четверг, 15 марта 2012 г.

Фреттхен

Фретт, или фреттхен, - домашний охотничий хорь. Ископаемых останков, удостоверяющих историю его приручения, пока не найдено, лишь литературные источники оставили нам факты, позволяющие как-то судить о том, что свершалось в давно прошедшие века.

Первым, по всей вероятности, писал о фретте Геродот (484 — 425 годы до нашей эры), клича его «тартесской лаской». Тартессы — это берберийское племя, которое переселилось в древние времена в Испанию из Северной Африки. Исследователи в этом видят доказательство того, что домашний хорь приручен был в Северной Африке, или в Испании около двух с половиной – трех тысяч лет назад. Эта страна в те годы изобиловала дикими кроликами, а ведь главное назначение фретта именно помощь в охоте на кроликов.

В IV веке до нашей эры Аристотель писал о «кротком и ручном» хорьке. Где, кто и с какой целью его приручил и разводил, он не сообщал. Аристофан (257 — 190 годы до нашей эры) о таком же животном упоминал в одной из своих комедий. В I веке нашей эры писал о фретте Плиний Старший. Он называл его виверрой.

Римский историк Страбон (64 год до нашей эры — 23 год нашей эры) оставил нам такие сведения о домашнем хоре: на Балеарских островах и в нескольких провинциях Испании на кроликов, которых тут великое множество, охотятся с «ливийским хорем». Пускают в кроличьи норы, предварительно надев на него намордник. Эпитет «ливийский», очевидно, указывает на страну, где было приручено это животное. Впрочем, противники африканского происхождения фретта возражают против этого вполне резонно: возможно, в сочинениях Страбона речь идет лишь о «ливийской» породе домашних хорьков. Ведь не означает выражение «английская скаковая лошадь», что все лошади английского происхождения...

Некоторые исследователи последних десятилетий полагают, что фретт приручен и одомашнен не в Африке, а в районе Нижнего Поволжья, или еще восточнее. По мнению этих исследователей, родоначальником домашних хорьков был именно степной хорь, а не лесной, как считалось прежде.

Значит, предком фретта был либо черный хорь (лесной), либо светлый (степной). Какой в действительности, еще не решено.

Повадками и поведением фретт похож во многом на дикого хоря. При этом он менее дик, и его ночной образ жизни не такой строгий. Ростом он поменьше, а мастью — светло-желтый или белый, у белого красные глаза — он альбинос. Однако его помеси с диким хорем, разведенным специально для охоты, - и черно-бурые, и грязно-белые, практически как у диких хорьков.

Чтобы охотиться на кроликов нужны хорошо прирученные домашние хорьки, прибегающие к хозяину на свист или зов. Хорька запускают в кроличью нору, натянув предварительно сети у всех ее выходов. Кролики, выгнанные хорьком из подземелий, попадают прямо в расставленные сети. А тех, которые проскочат мимо тенет, стреляют из ружья.

Когда фретт поймает кролика под землей и съест его, то потом спит в норме часами, и его оттуда не выманишь никаким свистом. На фретта, поэтому, надевают намордник и привязывают колокольчик ему на шею, для того, чтобы знать, где он и в какую сторону двигается. Кроме того, звук колокольчика пугает кроликов, и они выскакивают из норы прежде, чем до них добирается хорь. Охота с фреттом — забава и промысел людей из народа, однако развлекались ею и коронованные особы. Любили ее и Чингисхан, и Ричард II Английский, и Фридрих II Германский. И в наши дни охота с фреттом еще практикуется. Например, в Германии и Марокко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий